История института

19 декабря 1925 г. Управление научными учреждениями Наркомпроса УССР утвердило проект реорганизации научно-исследовательской кафедры педагогики Харьковского института народного образования в Научно-исследовательский институт педагогики. 2 апреля 1926 г. Государственный научно-методологический комитет Наркомпроса УССР принял постановление о создании в республике центра научных исследований по педагогическим наукам – Украинского научно-исследовательского института педагогики (УНДИП). (Организационно институт оформился в октябре 1926 г. на базе научно-исследовательской кафедры педагогики Харьковского института народного образования и Харьковской опытной станции Управление социального воспитания Наркомпроса УССР.) С этого времени и началась история Института педагогики АПН Украины, название которого менялась и уточнялась трижды: 1926 г. – Украинский научно-исследовательский институт педагогики, 1955 г. – Научно-исследовательский институт педагогики УССР, с 1992 г. – Институт педагогики АПН Украины (с 2010 г. – НАПН Украины).

На конец декабря 1926 г. в Институте работало 11 секций. В нем насчитывалось 110 научных работников, в том числе 17 руководителей и действительных членов института, 13 научных сотрудников, 49 аспирантов и 31 стажер.

Перед Институтом ставилась задача проводить исследования по следующим направлениям:

· советизация и политизация школы с целью классового воспитания детей;

· абсолютно материалистическая трактовка любых вопросов;

· усвоение принципа трудового воспитания и как производная проблема производственных уклонов в школе;

· ориентация на детское движение в широком смысле этого слова и главным образом на коммунистическое детское движение;

· необходимость перевода своего труда на новую комплексную или другую какую-то систему в противовес старой предметной, а также перехода на новую методическую технику.

В 1930 г. произошла реорганизация структуры УНДИПа, обусловленная усложнением педагогической проблематики в результате бурного культурного строительства в Украине. В этом же году начал действовать Киевский филиал УНДИПа, а в 1934 г. дирекция Института переехала в Киев. В Харькове до 1936 г. функционировала научная организация – Харьковский институт педагогики.

В течение 1937–1941 гг. ученые УНДИПа основное внимание уделяли повышению качества научно-исследовательской работы по педагогике, психологии и частным методикам. В это время сформировались научные коллективы, которые подготовили ряд новых учебников для общеобразовательной школы и методических пособий для учителей.

В 1941 г. УНДИП как учреждение перестал функционировать, но в октябре 1943 г. он возобновил свою деятельность в Харькове. 4 января 1944 г. он снова переехал в Киев.

Послевоенный период характеризуется дальнейшим углублением исследований ученых Института педагогики. В 1948 г. при Институте была открыта постоянно действующая Республиканская педагогическая выставка (в 1977 г. реорганизована в Педагогический музей УССР).

В 1950-х годах Институт педагогики становится признанным центром педагогических исследований в Украине. В это время ученые Института работали над проблемами политехнического и трудового обучения учащихся общеобразовательных школ.

В 1960-х годах значительные усилия ученых направлены на теоретическое обоснование содержания образования в школе, разработку и экспериментальную проверку новых программ, учебников и учебных пособий.

В 1970-х-1980-х годах осуществлены важные исследования по определению особенностей изучения украинского и русского языков в условиях двуязычия, содержания, форм и методов работы над развитием устной и письменной речи учащихся.

С 1991 года ученые института работают над усовершенствованием и развитием системы образования и педагогической науки независимой Украины. Институт педагогики взял на себя выполнение многих задач (учебные планы, программы, учебники, учебные пособия, учебное оборудование и т.п.), которые до этого СССР получал из Министерства образования и Академии педагогических наук СССР.

С 1992 года Институт педагогики находится в структуре Национальной академии педагогических наук Украины.

По состоянию на 1 января 2013 в структуру Института входит 22 лаборатории, а именно: истории педагогики, сравнительной педагогики, дидактики, начального образования, сельской школы, обучения украинскому языку, украинской словесности в школах национальных меньшинств Украины и диаспоры, обучение русскому языку и языкам других этнических меньшинств, литературного образования, обучения иностранным языкам, обществоведческого образования, географического и экономического образования, химического и биологического образования, математического и физического образования, обучение информатике, интеграции содержания образования, трудовой подготовки и политехнического творчества, управления образовательными учреждениями, педагогических инноваций, школьного оборудования, профильного обучения и профконсультаций, оценивания качества образования. В Институте работает 299 научных сотрудников, в том числе 38 докторов наук и 107 кандидатов.

В разные годы директорами Института были: А.И. Попов (1926-1929); А.С. Крыжановский (1929-1930); М.С. Гаврилов (1930-1931); Т. Пасека (1931-1933); И.А. Хаит (1934-1936); И.А. Липман (1936-1941); П.Р. Чамата (1943-1945); С.Х. Чавдаров (1945-1956); Н.Н. Грищенко (1956-1958); О.М. Русько (1958-1964); В.И. Чепелев (1964-1971); Б.С. Кобзарь (1971-1973); М.Д. Ярмаченко (1973-1994); А.И. Сиротенко (1994) В.Н. Мадзигон (1994-2012).

С 1 февраля 2013 г. директором Института педагогики НАПН Украины является доктор педагогических наук, профессор О.М. Топузов.